Главная » Культура » Киберспектакли, Zoom-пьесы, веб-постановки: как театр переходит в онлайн

Киберспектакли, Zoom-пьесы, веб-постановки: как театр переходит в онлайн

df830ff0ccaf3944229c712ddf9985ff - Киберспектакли, Zoom-пьесы, веб-постановки: как театр переходит в онлайн

© предоставлено пресс-службой фестиваля «Точка доступа»Доступ к записям лучших спектаклей открыли многие театры, но некоторые пошли дальше — взялись за принципиально другой формат. Задача амбициозная: используя платформу для виртуальных встреч, воссоздать магию сцены и актерской игры. О тех, кто увидел в этом не помеху, а новую возможность, и о том, выживут ли такие эксперименты после карантина, — в материале РИА Новости.

Кто решает, что мы видим

Недавно пользователи Facebook жаловались, что соцсеть удаляет посты с фотографией, на которой советские воины водружают Знамя Победы над Рейхстагом: кто-то усмотрел здесь нарушение норм сообщества. Где проходит грань дозволенного, пока еще решает не искусственный интеллект, а люди — модераторы. В роли таких «санитаров ленты» могут почувствовать себя зрители, точнее участники, новой Zoom-постановки проекта «Импресарио» «I don’t want to see this».

Ведущий и психолог — профессиональные актеры — вовлекают аудиторию в часовое действо, предлагая пройти «тестирование» на вакансию модератора соцсети. Спектакль основан на внутренних инструкциях для определения запрещенного контента, которые в 2017 году попали к журналистам.

В ходе «онлайн-тренинга» просят не выключать видео, чтобы наблюдать эмоции сотен других «претендентов» на должность.

8f45224a33d1f9a966f57dce33a753c2 - Киберспектакли, Zoom-пьесы, веб-постановки: как театр переходит в онлайн

© предоставлено пресс-службойКадр из онлайн-спектакля «I don’t want to see this» проекта «Импресарио»»Импресарио» специализируется на интерактивных шоу: зрителей то приводят на кладбище, то возят в грузовике, то предлагают разговаривать с подушкой. Однако команда Федора Елютина виртуальную площадку до этого не осваивала: это их первый проект в Zoom.»К digital-театру в чистом виде до пандемии относился скептически и в нем себя не видел», — признается Федор. Но, сидя на карантине, передумал.

В начале апреля Елютин списался с авторами «I don’t want to see this» — драматургом Лиором Залмансоном и художником-перформансистом Майей Магнат из Израиля. Они одобрили предложение, и российская премьера состоялась уже через 20 дней.

Хотя работу адаптировали для отечественной аудитории, идея не изменилась. Правда, по сравнению с оригиналом на четверть часа увеличился хронометраж: у зрителей появилась возможность взаимодействовать.

"Мне кажется, наше стремление уйти в онлайн стало еще сильнее, причем речь не только о театре: лично я уже привык к фитнес-тренировкам на экране", — говорит Елютин.

Он отмечает, что спектакли в интернете с удовольствием смотрят в регионах, куда реже привозят модные постановки. И со смехом добавляет: «Для интровертов и мизантропов такой формат, рожденный не благодаря пандемии, а скорее ей вопреки, — вообще подарок».

Эпоха фотообоев

Ушел в онлайн и международный летний фестиваль искусств «Точка доступа«. Программу 29 мая открывает «Черновик» Рижского русского театра и резидента Гоголь-центра Владислава Наставшева.

Герои пьесы дожили до такой суровой изоляции, что наш привычный карантин на ее фоне покажется праздником. Создатели обещают неожиданную концовку и сюжет, который будет держать в напряжении.

52aa67b749bc5bc1e7efb64635c79489 - Киберспектакли, Zoom-пьесы, веб-постановки: как театр переходит в онлайн

© предоставлено пресс-службой фестиваля «Точка доступа»Афиша онлайн-спектакля Владислава Наставшева «Черновик»По словам куратора программы фестиваля Алексея Платунова, выбор виртуальной платформы — изначальная задумка режиссера. «Владислава Наставшева в принципе интересовал формат Zoom-спектакля, с его системой разделенных окон, немного устаревшим интерфейсом, глитчем и фонами, возвращающими нас в эпоху фотообоев. Отправной точкой был именно поиск другого языка», — говорит Платунов.Для новой формы сразу создавалась и другая премьера фестиваля — «Брак» Семена Александровского. Жанр режиссер определил как киберспектакль, чтобы подчеркнуть его отличие от традиционных постановок, переносящих в интернет вынужденно.

«Наступил момент, который просто провоцирует нас работать изначально именно в киберпространстве, создавая иную форму коммуникации, — говорит Александровский. — Рано или поздно должны были появиться постановки, которые приходят к нам домой, не требуя визитов в театр. Так что будущее наступает в ускоренном режиме».

View this post on Instagram

Во время пандемии мы начинаем иначе смотреть на привычные вещи. Проект ScanAtHome от @perfobufet предлагает использовать сканер как способ коммуникации. Концептмейкер @ivnmv_ — о том, как он придумал этот проект: ⠀ «На днях я совершенно случайно обнаружил у себя дома сканер — привычный предмет нашего быта, чьё назначение — снимать и документировать, переводить из аналога в цифру. Незатейливая идея бросить содержимое моего рабочего стола под крышку этого устройства тут же толкнула меня к другой мысли — почему сканер это не телеграф, или не телепорт — не способ разговора? Сегодня мы оказались в ситуации пандемии, когда вынуждены чаще оставаться дома, что толкает нас к созданию иного предметного знака — изменению отношений между привычными объектами, окружающими нас. Мы привыкли, что есть стул — на нем сидят; есть стол — за ним едят, как говорила Кошка, героиня известной сказки Маршака. Теперь, когда мы освободились от привычного рутинного и одновременно стали скованными в нем, нам открылась возможность взглянуть шире своего жилища». ⠀ Принять участие в проекте можно на нашем сайте. Для вдохновения собрали несколько впечатливших нас изображений тех, кто уже поделился своими сканами ✨

A post shared by Фестиваль «Точка доступа» (@tochkadostupaspb) on

Действие антиутопии «Брак» происходит через 15 лет после начала пандемии — в мире, где даже аэропорты не нужны, потому что путешествовать все еще нельзя. Семейная пара идет на свидание — но не в ресторан или парк, а в уже ставший родным онлайн.Хотя куратору «Точки доступа» Алексею Платунову Zoom-спектакли не кажутся слишком перспективными для эксперимента с формой, он отмечает, что они просто не требуют особых затрат или поиска площадки.

"Возможно, этот жанр будет сродни народным театрам, где Деточкин и Подберезовиков разыгрывают "хорошо сделанные пьесы", — отмечает куратор.

Zoom — навсегда

На прошлой неделе режиссер Евгений Каменькович представил свою работу «Выбрать троих» по произведению Дмитрия Данилова, создававшемуся для фестиваля Corona Dramа.

В условиях самоизоляции герои должны принять непростое решение, сократив живое общение до минимума. Ограничиться всего тремя контактами сложно: ведь, помимо родственников, есть еще друзья и коллеги.

View this post on Instagram

Что заставляет людей отказываться от, казалось бы, драгоценной возможности живого человеческого общения и действительно ли нам так необходимо «общение в реале»? ⠀ С сегодняшнего дня запись Zoom-пьесы «Выбрать троих» доступна без ограничений для просмотра на YouTube, а также на странице в фейсбуке. Прямая ссылка в шапке профиля! ⠀ #МастерскаяПетраФоменко #ВыбратьТроих

A post shared by Мастерская Петра Фоменко (@fomenko_theatre) on

Каменькович рассказывает, что репетиции заняли около недели, а онлайн-формат он осваивал по ходу дела. «Это как учиться кататься на коньках или плавать, — говорит режиссер. — Мы так же приспосабливались к новым обстоятельствам».По его словам, Zoom-пьесы будут востребованы в дальнейшем, особенно в «больших театрах».

"Вот у нас — 64 человека в труппе. И не всегда на всех хватает работы, а ведь у каждого много мыслей, много идей. Так что такой формат создает дополнительное направление: то, что по каким-то причинам нельзя сделать на театральной сцене, вполне может существовать в интернете", — считает Каменькович.

Творчество онлайн

В основу веб-спектакля «Американки», который вышел в прямой трансляции в конце прошлого месяца, лег одноименный сборник новелл Зои Богуславской, написавшей портреты самых разных жительниц США — от первой леди до заключенной колонии.

View this post on Instagram

22 апреля у нас премьера — онлайн-спектакль «Американки», инстаграм-вербатим о феминизме, Перестройке, границах свободы и несвободы и рифмах между 80-ми и сегодняшним днём. Спектакль по сборнику новелл Зои Богуславской — наш совместный проект с российско-американской театральной командой во главе с режиссёрами Еленой Смородиновой @yagoda_smorodina и Эндрю Фрибургом @afreebs ⠀ ✅ Спектакль будем транслировать на нашей странице в Facebook и в YouTube, по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=LftcKJUxTx0 ⠀ ⏰ Начинаем в 20:30 ⠀ В спектакле играют пять молодых актрис, которые подключатся к трансляции из Москвы, Петербурга и Нью-Йорка: Дарья Румянцева, Анна Некрасова, Екатерина Дар, Анна Калабина и Джордан Фрай. ⠀ «Американки» — это галерея диаметрально непохожих женских образов: от первых леди США, Джеки Кеннеди и Нэнси Рейган, до модельера Дианы фон Фюрстенберг, музы Маяковского Татьяны Яковлевой, голливудского гида и заключённой в женской тюрьме. Всех их связывает одна собеседница — советская писательница, которая парадоксальным образом подчас оказывается более внутренне свободной, чем многие из них. ⠀ #центрвознесенского #спектакль #театр #онлайн #зоябогуславская

A post shared by Центр Вознесенского (@voznecenskycenter) on

Литературное произведение, созданное в 90-х, под формат конференц-связи вместе с режиссером Эндрю Фрибургом адаптировала Елена Смородинова. В прошлом году она представила постановку о жертвах харассмента «Буду делать тебя звездой».

На экране встречаются пять героинь, одна из них — американка Джордан Роуз Фрай, которая говорит по-русски с характерным акцентом. У каждой девушки своя история, но благодаря фонограмме и визуальным перебивкам их выступления становятся единым повествованием.Выпуск занял, по словам Смородиновой, всего 12 дней — рекордный срок, потому что не потребовалось ни долго искать окна в графиках для репетиций, ни переводить Фрай.

"С одной стороны, я устала от Zoom, с другой — это первый мой спектакль, который посмотрели мама, папа и брат, находящиеся не в Москве", — говорит режиссер.

Однако Елена добавляет, что не всякую драму можно «пересадить» на Zoom: это должны быть либо тот театр, которому «идет» экран, либо — специально сделанная для онлайна постановка.По мнению создателей, переход в виртуальное пространство связан не только с техническими сложностями — это еще и новые возможности: «Мы смогли не просто играть или репетировать, а вместе творить».

Источник: ria.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Форма обратной связи

Вы можете связаться с нами по всем интересующим Вас вопросам.
Заполните ниже форму и отправьте сообщение.

×